Курганы - не просто могилы Ю.А.Шилов
Курган – это искусственный холм высотой до 10-20 ( в нескольких случаях до 40) метров, сооруженный древними людьми над святынями и могилами. Наиболее вероятно происхождение слова КУРГАН от шумерских КУР-АН и КУР-ГАЛЬ: «гора неба» и «гора великая». Таковы эпитеты бога-творца Энлиля, имя которого впервые зафиксировано в древнейшей ( XII-VIII-III тыс.д.н.э.) летописи, начертаной в пещерах Каменной Могилы у г. Мелитополя). Вероятно, что это святилище в естественном холме и послужило прообразом последующих курганов Евразии. Курганный обряд впервые был развит в Северном Причерноморье IV-II тыс.д.н.э. племенами араттов и ариев – оставивших после себя такие археологические культуры как Триполье (усатовский вариант), Средний Стог, ямную, катакомбную, срубную и др. Условные названия трех последних культур происходят от основных конструкций подкурганных могил.
Примерно до 1971г. археологи считали курганы земляными холмами с некоторыми деревянными и каменными конструкциями, символизирующими загробные жилища. Монография Ю.А.Шилова «Прародина Ариев» (Киев,1995) показала не только антропоморфную и астральную символику древнейших курганов, но и раскрыла их мифоритуалы – сопряженные с зарождением аратто-арийской (затем индо-арийской) Ригведы, учений о вселенских югах, йоге, бессмертии и перевоплощениях души и др.
Важнейшие курганы араттов раскопаны археологами у села Усатово под г.Одессой, ариев – у г. Комсомольска под г.Кременчугом, киммерийцев – у с.Каиры под г.Каховкой, скифов у г.Никополя. В древнейших из них запечатлен образ зародыша мироздания Валы, охраняемого змием Вритрой, которого поражает герой Индра, поддерживаемый богом Вишну. Прослежено, что данный мифоритуал основан на архетипах зачатия и формирования эмбриона. Далее следует мифоритуал Матар-Притхиви или праматери Адити, основанный на архетипе рождения-возрождения. От этих аратто-арийских мифологем отпочковывается гиперборейско-греческая мифология битвы титанов Тартара с богами Олимпа, основанная на архетипе «туннеля бессмертия Моуди».
В последующих курганах киммерийцев, скифов, славян прослежены реминисценции и модификации этих же мифоритуалов и архетипов. У славян традиции аратто-арийских курганов наиболее явственны в Рахманском (Брахманском) великодне (пасхе) украинцев, а в Красной горке с ее почитанием Леля, проступает образ индоевропейского Энлиля Кургаля.
В позднейших курганах печенегов, половцев, татар ( последний курган у с.Марьяновка Каховского района Херсонской области сооружен был ими в середине XIX в.) представлен культ прародительниц и предков, воплощавшихся в каменных изваяниях – «бабах».