С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым.
На второй вопрос ответить проще: работают автобусы, маршрутки и дворники (потому, что жители оплачивают услуги). В Петровском районе из 3-х шахт, одна, Трудовская – затоплена, а оставшиеся две (Петровская и им.Челюскина) добывают по несколько тонн угля в сутки, и вывозят его на грузовом автомобиле. Но это не тот уголь, который добывали до 2014 года. На других шахтах, где не прошла война, добывают и вывозят уголь толи в Россию, толи продают Украине. Гораздо в малых количествах. Работает с перебоями завод «Норд». Дольше всего стоит (только что, зять Александр сказал, что завод не работает две недели, ожидается, что завод будет работать в феврале). О заводе «ДМЗ» - не скажу. Сын пообещал разузнать. Были какие-то сообщения, что завод остановлен. Толи нет руды, толи какая-то другая причина. Не знаю. В моем районе предприятия не работают. Рынки и магазины работают, продукты имеются.
С недавнего времени ходят рубли. Я и жена пенсию получаем в Украине и здесь переводим на рубли. Кой кто умудряется получать пенсию и украинскую и русскую. Цены кусаются (примерно в 2-3 раза), нежели в Украине. Да оно и понятно.
Теперь ответ на первый вопрос. Казалось бы, две строчки, а отвечать или оправдываться надо. Конкретно в чем Вы усомнились? Если в Сиваше Василии, то здесь проще. В ОБД Мемориле, я нашел не только его, но еще несколько моих родственников, погибших или пропавших. Кроме того, о нем мне говорила Вера Илларионовна (24.00), его жена и его дочь Екатерина (24.10). Далее, о скопированных листочках. Мне их дала Екатерина, а она, по всей видимости, записывала у своей сестры из села Инженерного Любовь Яковлевны Сиваш (Лыходид), Фото № 24.266-04. Я позвонил Катерине с вопросом, где она взяла тетрадь, но та ответила, что сейчас на похоронах. Позвонит позже. Кстати, если Люба сестра Кати, а Катя мне сестра, то выходит, что мы далекие родственники, правда, не по крови. И еще в нашем роду была Галина Николаевна Сиваш (27.01), из хутора Шевченко, которая вышла замуж за моего дядю Василия Илларионовича (27.00).
Других ваших сайтов после 2011-2012 годов – не смотрел. Мне было достаточно того, что прочитал вашу книгу. Об этом я сказал сестре Катерине. Расстроилась. А потом была рада, что об отце не забыли, и так хорошо написано. Собственно, это она надоумила меня обратиться к Вам.
Сейчас, у Вас, очень много материалов в сайтах и сайтов. Громадище. Как Вам удалось побывать во многих селах, городах, архивах? Это ж сколько надо времени, труда и средств. Благородное дело делаете.
Я, как Вы затронули тяжелую тему тридцатых годов. У меня прадед Никита был выслан с семьей в Вологду. Мой дед ездил туда, но его не застал в живых. Через год не стало и прабабушки. Не могу найти протокола сельского совета (хотя бы копию), хотя 9 из 14 подписантов знаю (заочно). При советской власти, Сильченко Н.А. (05.95) работал парторгом в селе Семеновка, и он видел этот документ. Практически это, и другое, меня заставило разобраться, и кой что написать для будущего своего поколения.
А теперь, возвращаюсь к Вашим вопросам. Федор Григорьевич, неужели бы я Вам присылал материалы о Сиваше В.А. (24.01), зная наперед, что я позаимствовал их. Я просто сомневался, и просто опоздал, надо было раньше. Хотя это понятие расплывчато.
Я надеюсь, что с Вашей помощью, найти материалы о высланных селян в Вологду. Может, подскажете, куда обратиться? К Архивам я не обращался. И поехать в Пологи, пока проблематично. И еще не могу найти родственников моей бабушки (по маминой линии) в Тарасовке. Фамилия Соломко Евдокия Ионовна, умерла при родах в 1917 году. С одной учительницей разговаривал с Басани, но она сказала, что это гиблое дело. Хотя в классе был один ученик Соломко. Просил его, дай телефон родителей – не дал. Если у Вас имеется хоть один номер мобилки с Тарасовки - перешлите.
Донецк, 31.12.2015.
Федор Григорьевич.
Слушал и смотрел Сиваш Ольгу Александровну. Сколько слушал, столько были мокрые глаза. Какую беду пережили наше старшее поколение. Вот, когда она говорит, что много умерло людей, я думаю, что к весне не стало и моего прадеда Никиты Авраамовича. За что?
За то, любили трудиться, и не только днем, но и ночью. И что мы видим сейчас. Советская власть разучила трудиться, и «маємо то, щомаємо». Наплодили тунеядов.
Я здесь слышал, о ЧерномВасилие. По всей видимосьти, это мой родственник по маминой линии. Наверное, не так. Это тетя Анастасия Александровна, жена его, была родственницей моей мамы.
Я копирую фрагмент из «Книги Памяти» Григория Сергеевича Лыходида (22.58): «Анастасия Александровна (.45) по мужу Черная, Муж её – Василий Феропонтович (.46). Семья Черных была из зажиточных крестьян. Во время коллективизации, была раскулачена. С середины тридцатых годов жили в селе Ульяновка. В западной части села было рядом три строения. В них жили два брата Иван (.40) и Александр (.47) и между ними семья Черного Василия, т.е. их сестры Анастасии. Сейчас эта часть села заброшена, строения разрушены. Семья работала в колхозе на разных работах. Трудолюбивая, уважаемая в селе. В семье имели одного сына и двух дочерей. Сын Алексей (.86) жил в городе Пологи. Работал секретарем районного исполнительного комитета, директором комбикормового завода. Член КПСС. Имел правительственные награды за успехи в работе. Дочь Галина (.88) - 1930 года рождения, по мужу….». Я пока фото не высылаю, до уточнения, может это и не он?
Высылаю, то, что успел разузнать о прадедушке Никите Авраамовиче. Это фрагмент из моей рукописной книги.
Я задумался писать родословной еще в 1973 году. Но, от задума и до воплощения прошло десять лет. Дальше ещё хуже, умирает мой отец, его братья и только тогда мой дед Илларион рассказал о своих корнях. А до этого времени я слухом и духом не знал о репрессировано прадеде. Меня берегли. Как-никак: школа, армия, институт и работа. Пока я собирал ветки рода (я Вам выслал схему рода), ушло много времени. И я остался практически ни с чем. Более серьезно начал заниматься после 2000 годов. Но уже было поздно. Что интересно, никто не мог мне внятно сказать о прадеде. Кой что рассказала моя тетя Вера Илларионовна (24.00), Дедушка Илларион Никитович, но этого очень мало. Основную помощь оказал Сильченко Н.А. Царство ему небесное.
Донецк, 01.01.216 года.
БЕЗУГЛЫЙ НИКИТА АВРААМОВИЧ (05.00)
(1865-1931)
Никита Авраамович прожил при двух общинных формах: при феодально-капиталистическом (52 года) и при социалистическом устройстве общества (14 лет). При каком устройстве общества лучше жилось, трудно сказать. И при капитализме, и при социализме - непременно приходилось трудиться. Если бы Никиту Авраамовича спросить в конце XX века, то он ответил бы наверняка, что сейчас лучше жить, так как в то время было тяжело жить и работать.
Наряду с общинной формой сельской повседневности выступает крестьянский двор. Он является основной ячейкой сельской общины, на нем держались все хозяйственные связи в селе.
Понятие «семья», «двор», «семейство», «хозяйство» были тождественными: они означали совокупность близких родственников, живущих вместе и ведших одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался хозяином. В одном дворе несколько брачных пар объединяла совместная трудовая деятельность при наличии неразделенного имущества. Сельские семьи были, как правило, многочисленные.
Крупная семья представляла собой своеобразную форму трудовой кооперации, половина ее численного состава были работники. Многосемейность придавала крестьянскому хозяйству устойчивость и выступала залогом экономического благополучия. Крестьяне видели четкую связь количества работников в семье с ее хозяйственной самостоятельностью. Они говорили, что если в «мелкой семье умрет хозяин, то все пойдет прахом», в то время как в большой это не отражалось на благосостоянии крестьянского двора.
Семья держится, пока жив хозяин, и распадается со смертью его. Чем суровее хозяин, чем деспотичнее, тем большим уважением пользуется в селе, тем больше хозяйственного порядка во дворе, тем зажиточнее двор.
Отношения строились на безоговорочном подчинении младших членов семьи старшим, власть хозяина над домочадцами была абсолютной. Прослеживалась преемственность поколений, непосредственность в передаче опыта от отцов к детям. Глава двора стремился оградить семейную повседневность от всего, что могло бы нарушить привычный уклад, изменить традиции, ослабить его власть. Поэтому хозяин в такой семье противился обучению своих детей, неохотно отпускал сыновей в дальний промысел, старался не допускать выдела (23).
Примерно по такому укладу общинной формы жила семья Безуглого А.М и Безуглого Н.А.
Принятый в Украине 24 марта 1920 года «Закон о земле» ограничивал кулацкое землевладение и предусматривал конфискацию излишнего сельскохозяйственного инвентаря и тягловой силы у состоятельных хозяев. Весной 1920 года советская власть начинает реализовывать этот закон.
Активную роль в претворении в жизнь земельной политики советской власти играли комитеты бедноты, а с марта 1920 года комитеты незаможных селян (КНС), просуществовавшие в Украине до 1933 года.
Учитывая слабость сельских партийных организаций, их малочисленность и не авторитетность в среде сельских жителей, а также расклад политических сил в сельсоветах не всегда в пользу советской власти, IV конференция КП(б)У ставит задачу политически организовать сельскую бедноту и маломощных середняков в специальные классовые организации для защиты их интересов, а также для проведения ряда законов о наделении землей безземельных и малоземельных крестьян и о хлебной продразверстке (24).
Политика «военного коммунизма» с её продразверсткой, активно проводимой с помощью КНС, вызвала у всего крестьянства острое недовольство, вылившееся в затяжное повстанческое движение. В связи с этим в Украине 21 марта 1921 года Всеукраинским ЦИКом заменили продразверстку продналогом (25).
Кроме натурального, необходимо было заплатить различные денежные налоги: гужевой, топливный, подворно-имущественный и т.д. - всего 13 налогов.
Экономические трудности усугублялось на Украине голодом 1921-1923 года. Тяжелая засуха поразила 5 южных губерний (в т.ч. и Екатеринославской). В неурожайных губерниях собрали 75% от высеянного зерна (26).
Количество жертв голода возрастало. В отчете члена Центральной комиссии помощи голодающим при ВУЦИКе М. Сироты указывалось на запоздалость признания центральными властями факта голода на Украине, что вело к увеличению числа жертв (27).
Для расправы над теми, кто не в состоянии был уплатить налог, зачастую использовалась военная сила.
Июльский 1925 года пленум ЦК ВКП(б), подводя итоги деятельности КНС, так охарактеризовал их работу: «КНС продолжили энергичную борьбу с кулацкой контрреволюцией как вооруженную (борьба с бандитизмом), так и экономическую (отобрание у кулаков земельных излишков и инвентаря (28).
Вот примерно был такой расклад, при котором жила семья Безуглого Н.А. Вовремя платили налоги, не вступали в противоречия с комитетом незаможных селян. В селе Семеновка Никиту Авраамовича уважали, как хорошего хозяина и семьянина. Наемной рабочей силы не имели (29), с хозяйством справлялись семья, состоящая из двенадцати человек.
После октябрьского переворота 1917 года семья Безуглого Н.А. начала дробиться, с тем, чтобы семью не отнесли к кулакам. Понятие кулак по тем временам было размыто. Раз семья зажиточная, значит кулак. А то, что эта семья работала без выходных, без отпусков - это в учет не бралось.
В начале 1929 года в ЦК ВКП(б) обсуждались дискуссии по вопросу борьбы против кулачества. И в мае этого года Совнарком нашел способ формального определения «кулаческого хозяйства»: хозяйства, которые регулярно нанимали труд наемника или имели мельницу, маслобойку идругое, или арендовали сельскохозяйственыйреманент, или помещения. Кроме того, к «кулаческому хозяйству» относилась та семья, в которой один из членов семьи занимался коммерцией или другой непродуктивной деятельностью. По таким показателям можно было наказать почти любого селянина Украины.
27 декабря 1929 года Сталин провозгласил задание «ликвидации кулачества, как класса». Официальное решение о коллективизации было принято 30 января 1930 года, когда ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мерах в деле ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» и направил местным парторганизациям. Окончательно узаконено указом от 4 февраля 1930 года (30).
Сначала губернские (в том числе Днепропетровские) власти присылали план раскулачивания окружной власти. Округи (в том числе Чубаревский, нынешний Пологовский) определяли перед сельскими советами количество жертв (в определенной пропорции к общему числу местных жителей) и тогда сельский совет села Семеновки готовил списки с конкретными фамилиями. А потом начиналась облава на людей. Ответственность за составленные списки несла «чрезвычайная тройка» (31), которая собственно и утверждала их.
Местные государственные органы и партийные организации получили полномочия «по решениям общих собраний трудящихся села» в административном порядке высылать «кулаков».
Во время коллективизации (1928-1932) распространился термин раскулачивание - насильно, без суда и следствия лишать крестьянина средства производства, и всех гражданских прав. Судьба людей, обвиненных в том, что они кулаки решал не суд, а так званая «тройка» НКВД. Следствием раскулачивания было такое: у людей забирали имущество и высылали в отдаленные места или ГУЛАГ. В результате коллективизации были уничтожены или высланы из родных мест сотни тысяч их семей.
Спущенная на места, коллективизация проходила согласно с тем, как ее видел конкретный чиновник. Районы соревновались между собою в том, кто быстрее получит большой процент коллективизации. Широко применялись разные репрессивные способы. На местах рекомендации о проведении коллективизации в большинстве случаев не выполнялись, а местами «перевыполнялись». Это вызывало протест жителей села, и они уничтожали скот и инвентарь. Исследователи называют три причины такого поведения: «чтобы не назвали кулаком, чтобы не досталось государству, в колхозе все и так даст государство».
Весной 1930 году сельскому совету села Семеновка Чубаревского района прислали план о высылке на север СССР 16 семей. Кто и как составлял этот список, и по каким критериям? На этот вопрос уже никто не ответит. Однако, история сохранила фамилии некоторых участников (9-ти из 14-ти) подписантов этого списка (32). Вот неполный перечень фамилий и их должностей:
Толочко М. - председатель Семеновского сельского совета;
Панасенко Прокоп Семенович - председатель артели «Постышева» (в дальнейшем «Сталина»);
Переяславец Михаил - председатель артели «Коминтерн»;
Петецький Антон - председатель артели «Красин»;
Ведмидь - председатель артели «Каганович»;
Костенко Арсений - председатель артели «Ленино» (хутора Дмитровское и Н.Дача);
Пономаренко Иван - секретарь комсомольской организации;
Панасенко Пелагея - член комитета незаможных;
Стряпан (33) (по мужу), а по уличному «кыцыха» - член комитета незаможных;
И другие, всего 14 человек.
Можно понять первых семерых участников-подписантов этого списка, так как они являлись на то время государственными служащими, и они проводили линию партии на селе. Но, как можно понять членов комитета незаможных? Это люди, которые не работали и вели паразитический образ жизни. Такие люди и сейчас имеются, несмотря на то, что прошло уже более 80-ти лет. Таким людям, при советской власти, дали кличку «тунеядцы». У них нет ничего святого. За дармовую бутылку водки и харчи, могут не только посадить своих родителей, но и покалечить и даже убить их. Зачем им было жалеть других, более успешных сельчан, которые работали на полях с утра и до ночи. Подали бы список на половину села, они с радостью поставили свои подписи на приговоре. Их девиз - отнять и поделить. Благо - государство их поддерживало.
Никита Авраамович и Авраам Миронович были большими специалистами по плотницкому делу. В 1910 году построили ветряную мельницу (ветряк) в селе Семеновка, а к 1915 году построили большой дом. По тем временам дом был добротный - кирпичный и под черепицею. С улицы построили красивый забор из кирпича. Построили подвал под домом. Все постройки и пристройки выполнены своим трудом... Вредных привычек у Никиты Авраамовича не было. Зная это, односельчане часто приглашали его в «шинок», где он угощал спиртными напитками всех, кто был в этом заведении. Об этом как -то рассказывал мой отец -Алексей Илларионович (22.00).
Семья Никита Авраамовича и Прасковьи
Мартыновны состояла из 11 человек: из двух дочерей
Натальи (06.00) 1892 года рождения и Акулины
(Кылыны) (09.00) 1899 года рождения и семерых
сыновей: Гавриила (07.00) 1895 года рождения,
Иллариона (08.00) 1897 года рождения, Роллана (10.00)
1902 года рождения, Владимира (11.00) 1905 года
рождения, Максима (12.00) 1908 года рождения,
Василия (13.00) 1910 года рождения и Ивана (14.00)
1913 года рождения. Так же в семье жили родители:
АвраамМиронович со своей супругой (к сожалению,
девичьей фамилии, имени и отчества - не знаю).
Когда начали организовывать колхоз, Никита Авраамович сдал (не по своей воле) в общественное пользование землю (около 12 гектаров), коров и быков (до десяти голов), лошадей (около десяти) и мелкую птицу. А самое главное - ветряную мельницу. Все обобществили, т.е. сделали общим достоянием колхоза, тут и появились проблемы: скот надо поить, кормить, доить и как следствиеначался падеж. Селянин лучше обслуживал в колхозе свою худобу, а к общественной относился таксебе, как сейчас говорят - по остаточному принципу.
Весной 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов» о «перегибах на местах», допущенных при коллективизации. В ней Сталин осудил многочисленные случаи нарушения принципа добровольности при организации колхозов. Он критиковал излишнюю «ретивость» в деле раскулачивания, жертвами которого стали многие середняки. Вся ответственность за допущенные ошибки возлагалась на местное руководство. Он сказал, что не было предусмотрено планам ускоренной коллективизации, в частности, преждевременное насаждение сельскохозяйственных коммун «Не коммуна, асельскохозяйственная артель, является основным звеном колхозного движения, но в артели не обобществляются: приусадебные земли (мелкие огороды, садики), жилые постройки, известная часть молочного скота, мелкий скот, домашняя птица и т. д.» (34).
Надо сказать, что решение задачи коллективизации осуществлялось за счет раскулачивания не только кулаков, но и середняков. Насилие являлось основным методом объединения в колхозы. Крестьянство на этот шаг ответило массовым недовольством и открытыми выступлениями (А.Шолохов, «Поднятая целина»). Перед лицом фактически развертывающей гражданской войны, сталинское руководство решило сманеврировать. Так называемые «перегибы» были осуждены, предлагалось пересмотреть отношение к середняку, допускалось в отдельных областях, как временная мера, прекращение расселения кулаков на время сева.
Многие поверили этой статье и начали повально выходить из колхоза. Поверила этой статье и семья Никиты Авраамовича, и тоже вышли из колхоза. Впоследствии им припомнят этот необдуманный шаг.
Актив Семеновского сельского совета создал список семей, которых надо было «раскулачить» и выселить на север страны. Было известно, что в этом списке семья Безуглого Никиты - не значилась.
В списке значилась еврейская семья, хозяин которой, быстро сориентировался в сложившейся обстановке, переписал половину дома батраку (наемному рабочему) и усыновил его. В дополнение к этому, в колхоз отдал аппарат для перегонки молока (сепаратор). И оказалось, что семья из «кулака» превратилась в «середняка».
Сельскому активу приказ надо выполнять, и 16-ой оказалась семья Безуглого Никиты. Была бы эта семья (еврейская) или не была, все равно репрессировали бы семью Безуглого Никиты, так как было три волны «раскулачивания».
Способствовал в раскулачивании и высылке некий Иванченко Федор, который во время войны (1941-1945) дезертировал и в городе Сталино (35) доносил и наговаривал на советских военнопленных (которых впоследствии расстреляли). Боясь возмездия, бежал в село Семеновку Запорожской области ... где и был застрелен полицаем Мотузкой (36). Не хотелось верить этому (время покажет), так как в период временной оккупации, гитлеровцы в селе Семеновка расстреляли начальника железнодорожной станции Т.П. Переяславца и рабочего Ф.Г. Иванченко.
Выслали семью Безуглого Н.А. в отдаленные леса Вологодской области. Семью, из четырех человек - Никиты Авраамовича, Прасковьи Мартыновны и их детей Василия Никитовича и Ивана Никитовича отправили в вагонах-телятниках. По дороге, родители благословили своих детей и сказали, чтобы при первой возможности убегали. Так они и сделали. Дальнейшая судьба детей сложилась так. Василий Никитович (в другом районе, или другой области) записался в колхозники и трагически погиб на колхозном поле. А Иван Никитович уехал в Фергану.
Репрессии не коснулись дочерей Натальи и Акулины (Кылыны), так как были замужем. Также не коснулись репрессиям другие члены семьи Никиты Авраамовича. До 1930 года у сыновей: Гавриила Никитовича, Иллариона Никитовича, Романа Никитовича, Владимира Никитовича и Максима Никитовича были свои семьи и жили отдельно. Илларион Никитович с 1922 года осваивал хутор Украинский, Пологовского района. Гавриил Никитович, Владимир Никитович и Максим Никитович - жили в селе Семеновка, каждый со своею семьей. А Роман Никитович жил с первой женой Одаркой в поселке Рутченково города Сталино (Донецк).
В 1931 году у Иллариона Никитовича были какие-то документы, заработанные у советской власти во время гражданской войны, по которым можно было реабилитировать и забрать престарелых родителей на свое обеспечение. Но освободить их он не смог. От непосильного каторжного труда - Никиты Авраамовича не стало весной 1931 года (37).
В лагере «паханы» постановили, что бы вместо умершего Никиты Авраамовича, Илларион Никитович должен забрать другого переселенца, иначе Прасковью Мартыновку прирежут. Правила у «паханов» одни, а у администрации другие. Иллариона Никитовича заставили согласиться на эту авантюру, и как результат, администрация обнаружила подлог. И теперь уже надо было спасать свои ноги. Было одно письмо от Прасковьи Мартыновны, написанное другим человеком, так как она болела. Через год, в 1932 году не стало Прасковьи Мартыновны.
Про эти события, мне рассказали Илларион Никитович (08.00), Вера Илларионовна (24.00), Николай Максимович (43.00), Сильченко Николай Андреевич (05.95) и другие.
Мне пришлось быть два раза осознано, в 2009 и 2011 году, в селе Семеновка (38). Ездили туда специально. Я, моя жена Мария Никитична и младший сын Иллариона Никитовича - Григорий (28.00). Планировалась третья поездка, но, к сожалению, она не состоялась из-за безвременной смерти Сильченко Николая Андреевича.
Нам хотелось увидеть, то святое место, где жили и
работали наш прадед и его семья. Увы, за 80 лет, прошедших
после их высылки, мы не увидел даже следов. На месте дома
Никиты Авраамовича, колхоз построил здание-амбар (в виде
буквы «Г») для сушки и хранения зерна. Видимо, это место
оказалось проклято, раз со всех сторон установлены каменные
подпорки. Никто и ничто не говорило о том, что здесь когда-то
жили люди. Фото этого здания можно посмотреть в документах
«Архива Безуглого Мирона». Там же можно посмотреть и место,
где стояла ветряная мельница. Впечатление удручающее. На
месте, где стоял ветряк, в радиусе от 50 до 75 метров заросло сорной
травой.
Сейчас мы начали понимать, что ветряк является
альтернативой углю, нефти и газу. Подул ветер, и жернова
мельницы превращают зерно в муку. Какое было подспорье селянам села Семёновки. Не надовезти зерно в другое село, ведь мельница была рядом.
Вспоминаю, когда Илларион Никитович (08.00) работал мельником на ветряной мельнице в хуторе Украинском. Было интересно смотреть, как некая сила крутит жернова. Мука такая теплая, сыпалась в мешок. Наверняка, у моего дедушки был опыт работы на таком объекта, т.к. он принимал участие в постройке ветряка в селе Семёновка. Ему тогда было 17-18 лет. А село Украинское образовалось где-то 1922-1924 году. Кто построил мельницу на хуторе Украинском? Может быть силами специалистов колхоза, а может быть, ветряк построили немецкие колонисты, которые во время гражданской войны выехали в Германию. По легенде, якобы в 1943 году, немцы при отступлении сожгли ветряк. Почему-то в эту легенду трудно поверить, ведь ни один дом, ни одно здание в районе хуторов Украинское, Ягидне и Зеленого Поля не пострадали при отступлении немецкой армии. Им, немцам, было не до этого, они отступали за реку Днепр на заранее приготовленные оборонительные рубежи.
После смерти Сталина, началась электрификация деревень и сел. И в ветряных мельницах отпала надобность. Это у нас, а вот в Голландии они до сих пор существуют, наряду с большимиветроэлектростанциями (ВЭС). Благо, электричества у нас было много, и строили крупные мелькомбинаты. И никто не задумывался, откуда берется электричество. Сейчас мы знаем, что уголь (газ, торф, нефть), сгорая в топках, образовавшимся паром приводят в движение турбогенератор. Но, уголь и другие горючие вещества не вечны. Значит, нужна альтернатива. И она нашлась. Это ветер (также вода, солнце и др.). И поэтому, мы низко склоняем голову перед Авраамом Мироновичем и Никитой Авраамовичем за то, что они в то далекое время использовали опыт человечества и построили своими силами ветряную мельницу (39).
Сейчас, во всем мире используется сила ветра. И в наше время, в конце двадцатого столетия вНовоазовском районе Донецкой области установили большое количество ветроэлектростанций (ВЭС) отечественного производства небольшой мощности (80 МВт). Себестоимость 1 кВт электроэнергии стоит больше, чем на угольных электростанциях. Государство идет на эти расходы, так как это альтернативная энергия, связанная с экологией. В настоящее время, в 2011 году, когда газ стоит «бешенных денег» (400-500 долларов за 1000 м. куб.) закупают ВЭС в Европе большой мощности (от 107 до 500 МВт) за валюту и устанавливают там же.
Петр Безуглый, правнук, гор. Донецк, 01.12.2011 г.
22. Такой вопрос я задал в бытность своей тёще Карась (Оридороге) П.В. (56.11). Так она ответила, что ей приходилось целое лето с утра и до ночи работать в поле: пахать, полоть и убирать урожай. А зимой целый день заниматься хозяйственными делами: пряли нитки, уход за детьми (няней), за скотом, как мелким, так и рогатым. И она двумя руками за этот советский уклад жизни. И привела ряд примеров в пользу этого строя: 8-мичасовый день, один-два выходных в неделю, отпуска, медицинское обслуживание и др.
23. Безгин В.Б. «Традиции крестьянского быта конца XIX- начала XX века (Крестьянская повседневность)»;
24. Продразверстка - система государственных мероприятий, осуществляемая в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразверстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленных нормы продуктов по установленным государством ценам.
25. Продналог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем. Устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Отменен 10 мая 1923 года XII съезда РКП(б);
26. Доклад В.С. Мышкиса, уполномоченного комиссии ВУЦИК, по обследованию голодающих губерний (14.10.1922 г);
27. Смотри «01-Архив Безуглого Мирона/Поэзия и проза/22.58 Лыходид Г.С./Книга памяти; 1991-1997», стр. 3;
28. Коммунистическая партия Украины в резолюциях, том 1, стр. 278, 279;
29. Нанимать людей, не противоречило Декрету от 7 июля 1921 года, по которому, было разрешено заниматься кустарным и промышленным производством, с наёмом до 20 человек;
30. Роберт Конвест, Жнива скорботи, Киев, 1993 года, (на украинском);
31. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 28.03.1924 года было подтверждено Положение о правах ОГПУ, где предусматривалось образование Особого совещания для рассмотрения дел в отношении социально опасных лиц. Циркуляром ОГПУ от 29.01.1929 года в центре и в республиках были созданы «тройки», а по приказу НКВД СССР от 27.05.1935 года такие же «тройки» возникли в краях и областях;
32. Сильченко Н.А. (05.95), будучи на руководящих постах в селе Семеновка, еще в советское время, по памяти запомнил ряд фамилий подписантов этого протокола. Николай Андреевич знал события тех лет больше, нежели наши родственники вместе взятые. А может родственники просто боялись об этом говорить. Наверняка, копия протокола находится в архивах СБУ Днепропетровской или Запорожской области, а может даже в архиве Пологовского района. Поиск продолжается.
33. По словам Сильченко Н.А. (05.95) Стряпан является однофамильцем Стряпан Ф.П. (51.08);
34. Газета «Правда», Сталин И.В. «Головокружение от успехов», 2.03.1930 года.
Город Сталино в 1961 году переименовано в город Донецк;
36. Безуглый Н.М., письмо от 10.04.1987, (смотри «01-Архив Безуглого Мирона/Письма/43.00-702.(01-04)»);
37. Для тех, кто интересуется историей конца двадцатых и начала тридцатых годов, рекомендуется посмотреть документальный фильм А. Пивоварова «Хлеб для Сталина», (HlebdlyaStalina. 2012)
38. А неосознанно, был вместе с родителями в 1958 году, перед уходом в ряды советской армии. Не только были в селе Семеновка, но и в других селах и хуторах в т.ч. в хуторе Романовское. Проведывали дедушку Лыходида Сергея Александровича. Он жил у брата Гавриила Александровича и очень болел. Помню комнату с закрытыми окнами. Я тогда не понимал, что ему было больно смотреть на свет. Кроме того плохо дышал. Это сейчас понимаю, что он болел астмой. Тогда не было лекарств от этой болезни.
39. Мукомольное дело в Украине имеет очень длительную историю. Зерно издавна мололи на жерновах. Более совершенными и производительными были водяные мельницы и ветряки (ветряные мельницы), которые получили распространение на украинских землях в Средневековье. Существуют данные о том, что водяные мельницы в Украине появились 7 тысяч лет назад, а ветряки - 4 тысячи лет. Как крупорушки, маслобойки, кузницы и мельницы строили мастеровые люди, часто те же, кто в них работали. В Украине существовало два типа ветряков: столбовые, когда вокруг столба, вкопанного в землю, на основе обращался к ветру весь корпус мельницы с помощью дышла (водила), и
шатровые, когда вращался только верх ветряка, а корпус был неподвижным. Какой тип ветряка построил Никита Авраамович, наверняка уже никто не скажет. Ветряные мельницы имели четыре, шесть или восемь крыльев, которые под действием ветра вращали вал. На валу закреплялось большое деревянное «палечное» колесо-шестерня с передачей на «баклушу» - вертикальную шестерню, насаженную на веретено, которое заканчивалось раздвоением, что вставлялось в «портлицу» и вращало верхний камень. Щель между камнями, от которой зависела кондиция муки, регулировалась рычагом с винтом. За жерновами устанавливали кош, куда засыпали зерно, под кошем был лоток с «коньком», который вибрировал, ударяясь о грани веретена. С лотка зерно сыпалось в отверстие верхнего камня. Поднимая с помощью веревки на блочку лоток вверх или опуская вниз, регулировали количество зерна, которое сыпалось в жернова. Для регулировки оборотов крыльев использовали тормоз. Часто, кроме жерновов в ветряных мельницах устанавливали ступы сруба и каркаса, на юге - часто каменные. Для подъема мешков с зерном в ветряных мельницах делали блочки на крючках у дверей. К ветряной мельнице съезжались возы с зерном, приходили с узлами крестьяне из окрестных сел, всегда была очередь, как говорили «завозно», так же как и на ярмарке. Велись разговоры на разные темы, заключались сделки - от покупки земли до бракосочетания молодых. Где взрослые, там и детвора. Слушали мудрые беседы, а затем собирались и играли. Очередь тянулась долго, ибо мельник придирчиво проверял зерно, чтобы было чистым. Каждое зерно он молол отдельно и только из него выдавал муку. Заработок мельника определялся «мерчуком». В начале XX века мельник получал «мерчук» размером 10% зерна, предназначенного для помола. В народе уважали мельника (мирошника). Люди постарше еще помнят работу ветряка, неповторимый запах свежей муки и мельника, всего припорошенного, отчего он казался каким-то особенным, не таким, как все люди. Его слово было законом, с ним никто не спорил и не сорился.
Получено от Безуглого П.А. из г.Донецка 02 января 2016 г.
Дорогой Фёдор Григорьевич. У Екатерины нет компьютера. У меня такое сложилось впечатление, что у Вас нет схемы рода Сиваш и описание. Я отправлял по другой вашей почте. По описанию видно, что когда смотришь на запись любого человека, то в конце внизу имеется номер родителя и так далее. Тоже можно проследить по роду на схеме.
Цепочка такая: На схеме старший – Сиваш Карпо (24.04) --->Сиваш Мирон (24.06) ---> Сиваш Савва (24.04) и т.д.
Позвонил только что ей, Так она мне сказала, что её дедушка Сиваш Савва Саввич. Я ей говорю, ты это говорила так раньше, а потом изменила цепочку (см. выше). Она засомневалась, говорит, что посмотрю те записи в тетрадке. Она уточнить и позвонит.
Я тоже начал смотреть цепочку метрических записей, но ни Карпа, ни Мирона не нашел. А, это уже к Вам обращаюсь, где можно найти столько родственников по фамилии Сиваш. Я так понял, что в ЗАГСЕ.и по церковным книгам. Но там же записи пишутся в разнобой. Моя супруга обращалась в Загс уточнить свою фамилию, Так она две недели ждала и то не нашли.
Тогда вдвоем начали искать и нашли в другой папке. Сколько времени потратила на поиски метрически записей, и средств? Боже, какое надо терпение иметь.
Позвонила Катя и сказала, что цепочка ее рода, как я написал выше. Добавила, что у Саввы была жена Анна. Высылаю Схему, а описание в следующем письме. С уважением Петр Б. Донецк, 3.01.2016.
Катя ответила, что все эти данные собирала Люба Сиваш (Лыходид) по расспросам. В данное время она жива, но очень больна. Вряд ли она чем поможет. Она была более грамотней из Сивашей, которые живут в х. Шевченко и на Инженерном.
П.А.Безуглый. г.Донецк. 29.01.2016.
Фёдор Григорьевич, с наступившим Старым годом!
А для нас, что Новый, что Старый год не обещает ничего хорошего. День за днем все ближе к той черте, когда уже ничего не нужно. Поэтому, стараюсь впитывать то хорошее, что дает радость общения. Радость от того, что познакомился заочно с Вами, радость от того, что узнал последние годы моего прадеда и прабабушки. К кому я только не обращался, но мало кто помнил, а если и помнил, боялись говорить. Спасибо за то, что Вы нашли Ольгу Александровну, и ей, что она так хорошо запомнила те события более семидесятилетней давности.
Теперь, о грустном. Катерина обратилась к двоюродной сестре N, она пообещала кое-что написать. Люба (сейчас практически не дееспособная), написала то, что помнила. А Катерина говорит, что очень рано выехала в Донецкую область и после не общалась ни с кем, кроме близких из хутора Шевченко.
Я думаю, что надо весь материал, который выслал, отправить в Архив, потому что практически нет документов, до лучших времен.
Даю Вам ссылку на мою работу. В основном, у меня фотографии. Если, что надо, я вышлю в электронном оригинале.
г.Донецк. 13.01.16. Безуглый Пётр.
|